Вспомним, какие автомобили появились на российском рынке в ушедшем году. Какие-то из них усилили позиции своих брендов, некоторые, напротив, оказались разочарованием. И даже несмотря на продолжающийся кризис к нам продолжают завозить «штучный товар».
Начнем, конечно же, с бюджетного сегмента: он на нашем рынке самый популярный. В 2016-м в нем случилось три знаковые новинки – и все из числа кроссоверов. Это Lada XRAY, Hyundai Creta и Renault Kaptur. Троица уверенно чувствует себя в ТОП-25 рынка, что, в общем-то, было предсказуемо. Год 2017-й принес даже больше новинок.
В начале года сменил поколение Hyundai Solaris. Его предшественнику удалось совершить на российском рынке революцию, став первой в истории иномаркой – лидером продаж по итогам года. Все думали, что успех будет сопутствовать и новинке, но все оказалось не так. Покупателей у нее начала отбирать Creta, и Solaris вывалился из тройки лидеров. По итогам продаж за 11 месяцев 2017 года (годовой статистики еще нет) седан занимает четвертое место, а по результатам ноября – пятое.
Упавшее знамя лидера ловко подхватил «близнец» Hyundai Solaris – Kia Rio. Он сменил поколение только в середине лета, но подорожание не уменьшило его популярность. Корейская модель уверенно опережает «Ладу Гранта» и, по всей видимости, придет к финишу 2017 года на первой строчке. Тем более, что под конец года компанию седану составил приподнятый хэтчбек Rio X-Line, модный ныне псевдокроссовер. Это очень умный ход корейского концерна. Выпусти они клон «Креты» под маркой Kia (таковой под именем Kia KX3 продается в Китае), он бы отобрал покупателей и у «Креты», и у «Рио». А пятидверка X-Line занимает свою нишу и должна привлечь свою группу поклонников.
АвтоВАЗ вывел на рынок долгожданные универсалы из семейства «Весты». Lada Vesta SW обладает спортивным обликом, отменно продуманным багажным отсеком, рядом опций, пока недоступных для седана, и – версией SW Cross с увеличенным клиренсом и еще более стильной внешностью. Машины однозначно увеличат продажи флагманской модели волжского автогиганта, но какой именно вклад они внесут в статистику, покажет только 2018 год: в 2017-м их объемы выпуска и продаж пока невелики.
Мощно выступили китайцы, не теряющие надежду прорваться в верхнюю часть статистики продаж. Компании из Поднебесной все больше сосредотачиваются на кроссоверах (пусть и моноприводных). Из недорогих представителей этого сегмента в России в минувшем году появились Chery Tiggo 2 и Lifan Myway. Последний любопытен тем, что является прямым конкурентом вазовского «Ларгуса», стоит адекватных денег и имеет задний привод.
Не одна новинка есть и в диапазоне от одного до двух миллионов рублей. Это DFM AX7, сильно припозднившийся с приездом в Россию, премиальный Haval H6 Coupe с мощным 190-сильным турбомотором и рамный внедорожник Foton Sauvana. Последний оснащается моторами отдачей более 200 л.с., неплохо оснащен и, несмотря на серьезный ценник, может переманить потенциальных покупателей «УАЗа Патриот».
Откровенно удивляют амбиции китайцев в классе недешевых среднеразмерных седанов. В 2017-м россиянам начали предлагать Geely Emgrand GT (1 389 000 – 1 739 000 рублей) и Lifan Murman (989 900 рублей). Обе модели можно похвалить за дизайн, но вряд ли они привлекут много тех, кто присматривается к одноклассникам из Кореи и Японии.
Компания Hyundai провела обратную рокировку. Несколько лет назад седан Sonata уступил у нас место модели i40, а теперь модель с музыкальным названием возвращается в Россию. «Сороковая» серия особой популярности не снискала. Посмотрим, удастся ли это «Сонате»: конкуренты в ее классе очень сильные.
Из популярных премиальных легковушек за прошлый год в России отметился только BMW 5-Series. Остальные новички бизнес- и представительского класса, возможно, не менее выдающиеся, но на рынке обречены остаться штучным товаром. Это BMW 6-Series GT (в прошлом поколении – 5-Series GT), Genesis G80 (рестайлинговый Hyundai Genesis), а также Cadillac CT6 и Lexus LS, заказы на которые начали принимать под занавес 2017 года.
Новинок из числа кроссоверов оказалось предсказуемо много. На наш рынок после многомесячного перерыва вернулись Mitsubishi ASX и Toyota Highlander, причем за время отсутствия оба успели перенести рестайлинг. Отметим, что эти модели стоят дороже конкурентов. Если «Тойоте» это вряд ли помешает, то старый «Мицу» обречен остаться штучным товаром. Отметим и третье пришествие в Россию большого вседорожника Mazda CX-9.
В среднеразмерном классе омоложение оказалось массовым. До нас добрались свежие поколения Honda CR-V, Mazda CX-5 и Renault Koleos, а также принципиально новая Skoda Kodiaq. Peugeot решился привезти в Россию кроссовер 3008 – недешевый, но при этом не имеющий полноприводных версий. Вряд ли он сумеет вытянуть продажи французского бренда вверх.
А вот вторая генерация Subaru XV выглядит привлекательно. Это первая модель марки на нашем рынке, оснащенная комплексом систем активной безопасности EyeSight, включающим в себя адаптивный круиз-контроль и ряд других функций. В активе машины также японская сборка и полный привод во всех комплектациях. Но интереснее всего, на наш взгляд, новинка «Тойоты» — никогда прежде не продававшийся в России официально рамный внедорожник Fortuner. Он чуть дешевле Land Cruiser Prado с аналогичным оснащением, но располагает полным приводом по схеме part-time.
Выбор новинок для поклонников премиальных полноприводников – как у лучшие времена. В компактном сегменте представлены BMW X2, Jaguar E-Pace и Jeep Compass. Классом выше дружно обновились прямые конкуренты Audi Q5, BMW X3 и Volvo XC60. Имеет неплохие шансы на успех Mercedes E-Class All-Terrain, Пневмоподвеска и полный привод ему положены по умолчанию, но вот максимальная величина дорожного просвета удручает: всего 156 миллиметров!
Ну а для тех, кому и это не подходит, есть новые Range Rover Velar и Porsche Cayenne. Первый поражает сходу – выдвижными дверными ручками, узкой оптикой, обилием ЖК-дисплеев. Второй внешне и по салону изменился мало, но, как это принято у немцев, стал на голову технологичнее и совершеннее предшественника.
Из нишевых премьер отметим компактвэн BMW 2-Series Active Tourer, минивэн Chrysler Pacifica, купе Infiniti Q60 и Lexus LC. Все они останутся штучным товаром. Первый – из-за невостребованности данного типа кузова в России, второй – по причине цены (от 3,9 миллиона рублей!), два последних – в силу своей сущности имиджевых двухдверок.
Завершим наш обзор парой знаковых новинок из коммерческого сегмента. УАЗ вывел на рынок конкурента «Газели» — полуторку «Профи», а Renault – фургон и пассажирское исполнение «каблучка» Dokker, который мы, признаться, увидеть в России уже и не чаяли. Впрочем, обе модели вряд ли смогут попортить кровь лидерам своих классов. Dokker заметно дороже соплатформенного «Ларгуса» при отсутствии весомых плюсов. УАЗ же вызывает сомнения в качестве сборки, которое ГАЗ в последние годы сумел заметно подтянуть.