Автомобильный портал

Общий обзор гаек и особенности их применения

Гайка — крепёжное изделие в виде детали с резьбовым отверстием, образующее соединение при помощи винта, болта или шпильки.

Наиболее традиционная и широко применяемая гайка – шестигранная DIN 934. Ее удобно заворачивать и от руки, и простым рожковым ключом. Эти купить гайки могут разниться по конструкции, в первую очередь – по высоте. Основная гайка (Рис. 1) имеет высоту приблизительно равную 0,8 d  (d – диаметр резьбы).

Шестигранные гайки

Рис. 1

Низкие гайки

Имеют высоту 0,5–0,6 d. В нашем ассортименте их две – DIN 439 и DIN 936 , но размерные ряды совпадают не полностью (Рис. 2).  Кроме того одна из гаек может выпускаться в исполнении без фаски.

Рис. 2

 

 

 

Высокие гайки

Имеют несколько стандартизованных высот:

Высота равна 1,5 диаметра – высокая, DIN 6330;


Высота равна 3 диаметрам – удлиненная, DIN 6334.

 

Гайки для высоконагруженных резьбовых соединений

Несколько особняком стоит гайка DIN 6915, входящая в комплект для высоконагруженных предварительно напряженных резьбовых соединений стальных конструкций. Она обладает увеличенным размером под ключ по сравнению с основной гайкой (Рис. 3).

Рис. 3

 

Корончатые и прорезные гайки

Корончатые и прорезные гайки DIN 935 получили свое название от формы. Их верхняя часть имеет характерные прорези. До диаметра резьбы М10 зона прорезей имеет ту же толщину, что и вся гайка, которая называется прорезной. Начиная с диаметра М12, зона пропилов утоньшается и называется корончатой (Рис. 4). По высоте гайки выпускаются обычными и низкими. Кроме того, они могут иметь обычные и мелкие резьбы.

Рис. 4

Корончатые гайки часто используются как гаечный замок со шплинтом DIN 94 (Рис. 5).

Рис. 5

 

Гайки с буртом или фланцем

Весьма распространены в промышленности гайки с буртом или фланцем, которые увеличивают одну из опорных поверхностей гайки. Тем самым увеличивается площадь контакта соединяемых деталей, равномернее распределяется нагрузка на них.

Гайка с фланцем DIN 6923 – гайка, одна из опорных поверхностей которой увеличена за счет конического элемента (Рис. 6). Фланец может быть гладким или рифленым.

Рис. 6

Гайка с буртом DIN 6931 – гайка, одна из опорных поверхностей которой увеличена за счет цилиндрического элемента (Рис. 7).

Рис. 7

Гайка с буртом в основном используется в станочном оборудовании, а с фланцем – в машиностроении.

Для более надежного контакта соединяемых деталей на увеличенную опорную плоскость гайки наносится дополнительное рифление. Такие гайки бывают нескольких типов, но в нашем ассортименте присутствуют только три (Рис. 8):


рифленая                                       ребристая                                   зубчатая

 

Рис. 8

 

Колпачковые гайки

Гайки с глухим отверстием – колпачковые – бывают высокие и низкие (иногда называются «глухими»).

Высокая DIN 1587


Низкая 917

Приварные гайки

Гайка приварная DIN 929 (Рис. 9) имеет характерные выступы по трем ребрам. Именно они обеспечивают контактную стыковую сварку гайки и основания.

Рис. 9

 

Самостопорящиеся гайки

Среди шестигранных существует семейство самостопорящихся гаек. Эти гайки имеют в конструкции элементы, препятствующие откручиванию в процессе эксплуатации, например, при вибрации. Стопорящий элемент представляет собой кольцевой вкладыш из нейлона, который располагается в специальной канавке имеющейся на опорной поверхности гайки (Рис. 10).

Рис. 10

При навинчивании гайки под давлением резьбы вкладыш деформируется и препятствует свинчиванию гайки. Гайки с неметаллической вставкой бывают высокие DIN 982 и низкие DIN 985 (Рис. 11).

Рис. 11

На том же принципе основана гайка с фланцем DIN 6926 (Рис. 12).

Рис. 12

 

В то же время самостопорящаяся гайка с фланцем может быть выполнена и целиком из металла. Эффект стопорения обеспечивается деформацией резьбового отверстия гайки: оно имеет овальную форму DIN 6927 (Рис. 13).

Рис. 13

 

Цельнометаллическая самостопорщаяся гайка выпускается также на базе основного типа DIN 6925 (Рис. 14).

Рис. 14

 

Самостопорящиеся гайки выполняются также на базе корончатых, колпачковых и других гаек.

Неординарная стопорная гайка DIN 7967 вырубается из тонкой жести и используется чаще всего для законтривания (Рис. 15).

Рис. 15

 

Квадратные гайки

Квадратные гайки представлены в ассортименте ЦКИ высокой, низкой и приварной конструкциями.

высокая DIN 557;


низкая  DIN 562;


приварная DIN 928.

 

 

Круглые гайки

Круглые гайки представлены в ассортименте ЦКИ рифленой, шлицевой и гайкой с прямым шлицем на торце. Особенностью рифленой гайки является нанесение накатки по внешней поверхности цилиндрической части, облегчающее закручивание от руки.

Рифленая DIN 467;

шлицевая  DIN 1804;

со шлицем на торце DIN 546.

 

Гайки-барашки

Близкие «родственницы» винтов-барашков – гайки-барашки DIN 315. Они также  представлены двумя модификациями, отличающимися формой крылышек. Более остроконечные относятся к т.н. «американской» форме.

Гайка-барашек DIN 315                        «Американская» форма

Мебельные гайки

В ассортименте ЦКИ имеется четыре очень непохожих друг на друга гайки, применяемых при производстве мебели.

Гайка забивная устанавливается цилиндрической частью в предварительно подготовленное отверстие и забивается так, чтобы острые шипы по периметру «впились» в деревянную основу и препятствовали прокручиванию гайки в основании.


Гайка ввертная (она же  «муфта мебельная») ввертывается своей внешней крупной резьбой в предварительно подготовленное (в соответствии со специальной таблицей DIN) отверстие.


Затем ее внутреннее резьбовое отверстие работает как в обычной гайке (Рис. 15).

Рис. 15

 

Гайка декоративная (гайка Эриксона), как правило, устанавливается в сквозном отверстии совместно с ответным винтом.

Гайка потайная (иногда называют «бочонок»). Устанавливается в цилиндрическое отверстие в деревянной основе таким образом, чтобы резьбовое отверстие было совместимо с соответствующим винтом.

Гайка кузовная – скорее уже не деталь, а сборка. Она состоит из двух деталей: вкладыша и обоймы. Вкладыш – обычная квадратная гайка. Обойма изогнута особым образом из пружинной стали. Гайка используется при сборке кузовов автомобилей, организуя отверстия с резьбой в тонкой обшивке, направляющих электрических систем.


Гайка отрывная (иногда говорят срывная) антивандальная. Особый вид гайки, демонтаж который невозможен. Антивандальная гайка – это крепёжная деталь с нарезанной внутренней резьбой. Состоит из двух сочленённых частей: шестигранной, которая нужна для того, чтобы затянуть гайку целиком, и гладкой нижней, которая и остаётся после затяжки на месте монтажа.