Несмотря на годы присутствия муниципальных эвакуаторов на московских улицах, автомобилисты так и не начали их уважать. Быть может, хоть что-то изменит к лучшему очередной пакет предлагаемых изменений.
За последние пару лет ведомство Максима Ликсутова существенно расширило зону платной парковки в Москве, да и запрещающие остановку и стоянку знаки стали появляться на столичных улицах все чаще, причем иной раз в самых неожиданных местах. Вместе с тем, в городе начали орудовать эвакуаторы, в народе прозванные «зелеными крокодилами», приносящие городскому бюджету немалый доход.
Водители, которые все же встают с нарушениями правил парковки, рискуют не только провести день в поисках своего автомобиля и оформлении документов на возврат, но и остаться без кругленькой суммы – от трех тысяч рублей только за перемещение транспортного средства. Неудивительно, что в этой ситуации сотрудники МАДИ относятся к своим обязанностям не как к обеспечению безопасности на дорогах Москвы, а как к бизнесу, приносящему неплохую прибыль. Процесс погрузки напоминает работы команды «Формулы-1» на пит-стопе и занимает всего пару минут. Ведь если задерживаться, то и владелец может появиться и машину придется вернуть.
В Госдуме с ситуацией знакомы. Чуть меньше года назад в силу вступили поправки в закон об эвакуации, значительно ограничивающий водителей погрузчиков в их деятельности. Теперь на подходе сразу несколько нововведений, которые наверняка придутся по душе рядовым автомобилистам.
Первый заместитель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков выступил с предложением сделать принудительное перемещение автотранспорта на штрафстоянку бесплатным для водителей, а издержки МАДИ покрыть за счет увеличения суммы штрафа. Исключение депутат предлагает сделать только для нетрезвых водителей, само появление которых на дороге опасно для окружающих.
«Вопрос с эвакуацией нам надо решать глобально, эвакуация у нас должна быть бесплатной для всех по одной простой причине – это обеспечительная мера, которая должна покрываться стоимостью штрафа. Оплачивать эвакуацию должны только водители, чья машина задержана за управление в состоянии алкогольного опьянения», — считает Лысаков.
Пока неизвестно, когда чиновники намерены рассмотреть это предложение. Кроме того, возникает вопрос, поднимут ли штрафы за парковку только для эвакуированных транспортных средств или же новые тарифы станут распространяться абсолютно на всех автовладельцев, нарушивших ПДД.
Еще одна инициатива и вовсе предполагает полный запрет на принудительное перемещение транспортных средств, если машина стоит под запрещающим знаком. Но если водитель припарковался на трамвайных путях, местах для инвалидов, остановках для общественного транспорта или вторым рядом, то депутаты предлагают оставить санкцию. Напомним, что в прошлом году подобное предложение одобрено не было.
По мнению парламентариев, негативные тенденции в работе «зеленых крокодилов» необходимо заблокировать на законодательном уровне. Сделать это несложно: нужно лишь исключить из Кодекса об административных правонарушениях соответствующий пункт. Ну а для нарушителей оставить только штраф. Напомним, в Москве и Санкт-Петербурге он составляет 3000 рублей, в регионах – 1500 рублей.
Мы предполагаем, что у этой полезной инициативы будет немного сторонников среди законодателей, а о дате ее рассмотрения информации пока нет.
Зато чиновники одобрили еще одну полезную для автомобилистов идею, автором которой также стал Вячеслав Лысаков. Отныне, чтобы забрать свой автомобиль со специализированной стоянки, владельцам не придется оплачивать штраф до возврата техники.
Для обжалования принудительного перемещения транспортного средства водителю дается десять дней, на оплату административного штрафа – 60 дней. К слову, подобная норма сейчас действует для любого административного штрафа, только услуги «зеленых крокодилов» приходилось оплачивать заранее. Ну а чтобы водители не «забывали» оплачивать штраф, власти намерены распространить 50-процентную скидку еще и на оперативную оплату услуг перевозчиков.
Да и сами расценки могут сильно измениться, если законопроекты, о которых мы рассказывали ранее, так и не будут одобрены. Как считают авторы поправок, принципы расчета стоимости эвакуации должны быть унифицированы для всей страны, а тарифы – стать прозрачными.
«В Москве эвакуаторы работают по одним правилам, в других города – по другим. Нужны четкие рамки, тогда все региональные органы власти будут принимать законы, соответствующие федеральным, в соответствии с разработанной методикой, а не изобретать велосипед», — отмечает депутат.
Например, стоимость перемещения автомобилей на спецстоянку в Москве зависит от мощности двигателя. То есть цена эвакуации одинаковых машин, но в разной комплектации, может различаться в разы. Первый зампред Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству согласен, что цены можно привязать к параметрам машины, но они должны быть более логичными.
«Понятно, что поднять однотонную машину легче, чем трехтонную. Но бывает, что маленькая машина мощнее, чем тяжелый грузовик. Если привязывать стоимость к характеристикам, то привязывать нужно к размерам, то есть площади, которая была отнята у всех, а самое логичное – к массе, поскольку от массы зависит расход ГСМ и работа соответствующих механизмов эвакуатора», — уверен парламентарий.
Ранее разработкой методики занималась Федеральная служба по тарифам, однако летом ее упразднили, а все дела перешли в Федеральную антимонопольную службу. Сотрудники ФАС намерены завершить разработку документа до конца года.
«Там есть специалисты, которые такую методику предлагали, и ее нужно будет оперативно после принятия закона отшлифовать. Должны быть заложены конкретные критерии: масса, расстояние, на которое везут эвакуированные машины, работа этих машин», — пояснил Лысаков.