Новые законы и штрафы разбавят и хорошие новости. Правда, их будет не так много, как хотелось бы. Тем не менее, частично жизнь автомобилистам все-таки облегчат.
Начнем с новости не самой плохой. В декабре президент Владимир Путин утвердил на ближайшие три года новые ставки акцизов на топливо, алкоголь, табак и автомобили. На бензин высокого, пятого экологического класса, акциз начнет расти только в 2018 году. Он повысится на 405 рублей за тонну и составит 10 535 рублей. В 2019-м он дойдет до 10 957 рублей. Акцизы на дизельное топливо тоже будут расти постепенно. А бензин низкого экологического класса до 2019 года будет жить с нынешней ставкой в 13 100 рублей за тонну.
В ушедшем году акцизы на топливо повышались дважды. В апреле сборы для низкосортного горючего выросли на 25%, для высококачественного – сразу на 30%. Однако, вопреки прогнозам, это не привело к значительному росту цен на АЗС. За 2016-й бензин и солярка подорожали в среднем менее чем на 3%, что гораздо ниже официального уровня инфляции. Все это позволяет надеяться, что резкого роста цен не будет и в дальнейшем. Топливо, безусловно, будет дорожать, но процесс этот станет постепенным, а не скачкообразным.
Еще одна приятная новость. С 1 января все страховые компании, работающие на рынке ОСАГО, должны обеспечивать клиентам возможность купить электронный полис. Это избавит автомобилистов от главных проблем в отдельных регионах: навязывания дополнительных услуг и отказа продавать страховку из-за «отсутствия» бланков. Такими способами страховые компании избавляются от клиентов в убыточных областях и республиках страны.
Электронные полисы были введены еще в середине 2015 года, однако страховщики не спешили осваивать невыгодную для них услугу. Теперь же она стала для них обязательной. Если официальный сайт фирмы не предоставляет такую возможность, на него можно смело жаловаться. Правда, от проблемы неправильного расчета коэффициента бонус-малус это не избавляет. В случае ошибок автомобилистам по-прежнему придется обращаться за его восстановлением.
Реформа ОСАГО продолжается. В минувшем году обсуждались сразу несколько инициатив, и в 2017-м они имеют шансы реализоваться в законе. Речь идет о приоритете направления на ремонт перед денежной выплатой (последняя останется для отдельных случаев) и введении повышающего коэффициента для злостных нарушителей ПДД (в самом жестком варианте цена полиса может вырасти в три раза по сравнению с водителем, отъездившим год без протоколов).
Для лихачей готовится и другая кара. Во времена СССР были «дырки» в правах и штрафные баллы. К ним предлагают вернуться. Скорее всего, будет утвержден перечень самых тяжких статей ПДД, за неоднократное нарушение которых водителей станут лишать прав на срок до полутора лет. Пока документ находится на стадии обсуждения, однако инициатива парламентариям явно нравится. За какие именно проступки можно угодить в категорию пешеходов, пока неизвестно. Очевидно, это будут опасные, но «нелишенческие» статьи: проезд на красный, превышение скорости, агрессивное вождение и т.п.
Пока остается непонятной ситуация с внедрением системы экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС. Формально с 1 января стало невозможно получить ПТС и на подержанный автомобиль, ввезенный в страну частным порядком, если на нем отсутствует указанный модуль. Фактически это ставит крест на импорте «бэушных» машин. Однако белорусы ввели на своем рынке отсрочку (требование об ЭРА-ГЛОНАСС, напомним, распространяется на все страны Таможенного союза – Россию, Белоруссию и Казахстан). На совещании «по актуальным вопросам в сфере технического регулирования в условиях ЕАЭС», состоявшемся в декабре, было принято решение разрешить ввоз и регистрацию машин без ЭРА-ГЛОНАСС до 31 декабря 2018 года. Таким образом, местный рынок получил лишние два года.
На фоне этой новости появились слухи, что аналогичное решение может появиться и в России. Пока же из-за новогодних каникул никаких официальных комментариев нет. Отметим, что белорусская поблажка никак не поможет покупателям из России: на ввезенные в соседнюю страну автомобили нужно получать российский ПТС, который не выдадут, если комплекса экстренного оповещения в машине нет.
Получат продолжение некоторые новшества, описанные нами в статье об итогах 2016 года. В частности, будет утвержден штраф за опасное вождение, с июля начнется переход на электронный паспорт транспортного средства (ПТС), а ГИБДД при поддержке других ведомств и общественных организаций, надеемся, утвердит алгоритм узаконивания внесенных в конструкцию автомобиля изменений.
Уже со следующего месяца для замены водительских прав не придется ехать в ГИБДД. При утере или окончании срока действия, а также для внесения изменений в документ можно будет обратиться в любой из многофункциональных центров госуслуг. Таковых сейчас по всей стране около трех тысяч.
Некоторые изменения коснутся детей. С 1 января запрещено перевозить группы малышей и школьников на автобусах старше десяти лет, а также не оборудованных тахографом и спутниковой навигацией ГЛОНАСС. Кроме того, может случиться весьма опасная корректировка пункта 22.9 ПДД. Обязательное использование детского кресла власти планируют оставить только для детей в возрасте до семи лет. Ребенка 7-11 лет предполагается пристегивать «с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка». Фраза «или с использованием ремней безопасности» фактически разрешает перевозить детей, просто пристегнув их штатной «лямкой», невзирая на рост. Эта идея в свете борьбы за снижение смертности и травматизма на дорогах видится абсурдной.