До России добрались самые последние технологии в сфере продажи машин. Теперь дилеры и банки готовы закрыть сделку, даже не встречаясь с покупателем лично.
Мы уже привыкли делать всю «подготовительную работу» перед покупкой автомобиля в интернете: выбирать модель, читая обзоры и тест-драйвы, сравнивать комплектации, спецпредложения и кредитные программы на сайтах дилеров. Однако для заключения договора и за самой машиной все-таки нужно ехать в автосалон. Но неужели современные технологии не позволяют сделать следующий шаг, избавив от необходимости выходить из дома? Это возможно.
Год назад в США заработал первый в мире вендинговый аппарат, продающий автомобили, как шоколадки или напитки. Стартап Carvana построил пятиэтажный автоматизированный паркинг, в который загружаются новые машины для последующей выдачи покупателям. Все необходимые документы, включая страховку, оформляются заранее через интернет. После этого клиент получает символический жетон, который нужно опустить в автомат. Заказанный автомобиль опускается со своего места на лифте и подается на платформе к выходу. Деньги списываются со счета владельца, когда он покидает пределы «автосалона».
«Экстравагантный способ продаж экономит деньги нам, а значит, и нашим клиентам. Для обслуживания вендинговой машины нужно меньше людей, она занимает намного меньше места, чем обычный автосалон. Для клиентов это оборачивается скидкой примерно в две тысячи долларов», — пояснил глава Cаrvana Эрни Гарсия. В планах компании развернуть сеть автоматов по продаже машин по всей стране.
Этой осенью о начале онлайн-продаж автомобилей объявили Seat и Fiat. Испанская марка продала через сервис Amazon 15 хэтчбеков Mii в специальной комплектации Mango. Оплаченную через интернет машину доставляли заказчику в течение 72 часов.
Месяцем позже альянс Fiat-Chrysler сообщил о подписании соглашения с тем же сервисом интернет-продаж Amazon. Итальянцы смогут приобрести онлайн хэтчбеки Fiat 500 и Panda, а также компактвэн 500L. Глава итальянского подразделения FCA объявил, что цены на автомобили при таком подходе будут максимально снижены, а выгода для покупателя может достигнуть трети от стоимости. Очень привлекательное предложение! Правда, посетить автосалон все же придется. Исследование «Фиата» показало, что 97% хотят заказывать и оплачивать машину, не выходя из дома, однако забрать покупку им приятнее лично в дилерском центре.
Экспериментируют с новыми формами продаж и российские авторитейлеры. «Авилон» предлагает забронировать и внести предоплату за понравившийся автомобиль онлайн. «Рольф» начнет предоставлять аналогичную услугу в декабре.
Однако дальше всех пошел «Фаворит Моторс», являющийся дилером десяти марок, включая входящие в число лидеров на российском рынке Kia, Renault, Volkswagen и Skoda. С этого месяца компания сменила формат продаж, и теперь для покупателей доступна онлайн-сделка полного цикла. Кроме того, все 19 дилерских центров переделаны под новую схему, подразумевающую отсутствие традиционных продавцов, вместо которых появились специальные терминалы. С их помощью потенциальный покупатель может узнать о спецпредложениях, изучить комплектации, оформить покупку.
Как пояснил глава группы компаний «Фаворит Моторс» Владимир Попов, покупатели, пользующиеся новой системой, получают обратно 1% от цены машины. Скидку можно применить при покупке на сайте. В качестве опции стоимостью 3000 рублей предлагается доставка автомобиля по Москве и Московской области не далее 50 километров от МКАД. В ближайшей перспективе планируется запустить онлайн страхование и выдачу кредитов.
Руководство «Фаворит Моторс» оптимистично оценивает перспективы нового направления с точки зрения развития бизнеса. За первые две недели ноября из 1,95 миллиарда рублей выручки 15% компания получила через Favorit-Digital. По мнению Владимира Попова, в будущем году новая платформа даст дополнительно не менее 15 миллиардов, а персонал уже сокращен на треть. Все это приведет к снижению издержек более чем на один миллиард рублей ежегодно. Инвестиции в онлайн-сервисы на сегодняшний день составили 55 миллионов рублей, а в 2017-м компания вложит еще полмиллиарда рублей. Для сравнения: чистая прибыль «Фаворит Моторс» за первое полугодие текущего года составила 486 миллионов рублей.
По тому же пути пошел автохолдинг «Максимум» из Санкт-Петербурга. Проект получил название Carmart, инвестиции в него достигли миллиона долларов. Клиент может выбрать машину из ассортимента новых или с пробегом. В зависимости от набора дополнительного оборудования автомобиль обещают бесплатно доставить по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в течение 1-7 дней. Как отмечает генеральный директор «Максимума» и Carmart Вадим Арустамян, на сайте автомобиль окажется в среднем на 2% дешевле, чем в дилерском центре. Экономия достигается за счет сокращения затрат на персонал, а также, в будущем, за счет отказа от капитального строительства.
Пока не стоит задача выйти на окупаемость проекта, а только занять перспективный рынок. Однако рост направления компания оценивает очень оптимистично. К концу следующего года «Максимум» собирается продавать через интернет 30-50 машин ежемесячно, а через пять лет перевести в онлайн до 30% объема. По прогнозам Carmart, через 10-20 лет электронная торговля автомобилями займет до 50%.
Аналитики отрасли скептически относятся к новому направлению. Основная масса покупателей пока не готова приобретать автомобили без помощи консультантов. У подавляющего большинства лимит по операциям по банковской карте не позволит оплатить машину целиком, и потребуется банковский перевод. Кроме того, сейчас кризис и активное сокращение персонала может негативно сказаться как на имидже конкретных компаний, так и на рынке в целом.
Пока судить о степени успешности и востребованности новой схемы продаж автомобилей рано. Однако глупо надеяться, что онлайн сервисы не продолжат свою экспансию на автомобильном рынке.