Покупка машины – самая крупная трата автомобилиста. Но она только первая в длинной череде расходов на содержание «железного коня». Хорошо ли вы себе представляете, сколько денег уходит на это?
Покупка первого автомобиля – это эмоции, эйфория, выход на новый уровень… Но перед этим шагом нужно четко представлять, какие траты последуют потом, и от них уже не избавиться, раз у вас есть машина. Каждое вложение может быть на несколько сотен рублей или же на сотни тысяч.
Первым делом нужно озаботиться получением диагностической карты. Если техника новая, то владелец освобожден от этой обязанности на три года. Если же автомобиль приобретен на вторичном рынке, то нужно пройти технический осмотр. Стоит услуга 720 рублей, и проходить процедуру предстоит раз в один-два года, в зависимости от возраста. Кстати, сейчас в РФ готовится масштабная реформа техосмотра. В числе изменений ожидается не только увеличение количества проверяемых параметров, но и увеличение стоимости получения диагностической карты.
Следующий шаг – заключение договора ОСАГО. Сегодня средняя стоимость полиса, по данным Российского союза автостраховщиков, составляет 6000 рублей. Однако это, как вы понимаете, средняя температура по больнице. Страховщики учитывают возраст и стаж водителя, мощность двигателя машины, регион ее использования и несколько других параметров. На расчет могут серьезно повлиять аварии, если автомобилист становился их виновником ранее. Скидки – только за безаварийную езду в размере 5% в год. Так что за одну и ту же машину один водитель заплатит 2,5-3 тысячи, а второму придется выложить в несколько раз больше. И это — каждый год.
Для новых машин рекомендуется приобрести полис каско. В сегодняшних экономических условиях эта услуга не столь популярна, как несколько лет назад – дорого. Однако без страховки многие банки или вовсе отказывают в кредите, или существенно ужесточают условия его получения. Чтобы привлечь клиентов, многие компании предлагают полисы с франшизой (то есть часть любого ущерба оплачивает владелец). Есть и масса других параметров, влияющих на цену договора. Один из основных – возраст и стаж допущенных к управлению водителей. Каско обычно стоит до 10% от стоимости автомобиля.
Транспортный налог приходится платить каждый год. Здесь разброс очень большой: сумма зависит от региона и мощности двигателя автомобиля. За слабосильную малолитражку могут не брать ни рубля, а за мощные люксовые модели, вдобавок попадающие в категорию «роскошных», можно платить и сто тысяч рублей в год. Так что этот пункт крайне важен, и размер налога лучше выяснить до покупки. Иначе можно получить крайне неприятный сюрприз через год владения.
С нашим климатом стоит сразу приготовить второй комплект шин. Резина бюджетных брендов скромной размерности обойдется в 10-15 тысяч рублей. Верхняя же планка (например, если нужны шины на люксовый внедорожник) может быть в несколько раз выше. Шиномонтаж обойдется в сумму от 2000 до 5000 рублей в зависимости от размерности. Если не хочется стоять в очередях дважды в год, купите сразу и второй комплект колес. Порядок цен тот же, что и на шины.
Платные парковки в Москве – удовольствие недешевое. Платить нужно по 40-200 рублей в час, или же можно приобрести месячный или годовой абонемент стоимостью 15-30 или 150-300 тысяч рублей соответственно. Стоянку около дома можно найти за 1000-2000 рублей в месяц. Гараж дороже, потянет на 4000-6000 рублей.
Раз в год или в 15 000 км (для некоторых марок – раз в 10 000 – 13 000 км) автомобилю требуется плановое ТО. Владельцам бюджетных марок на замену масла, фильтров и свечей нужно отложить около десяти тысяч рублей. Верхняя планка фактически не ограничена и зависит от набора проблем. В этом плане хозяевам подержанной техники гораздо проще: при умелых руках нужно потратиться только на расходники, а заменить все самостоятельно в гараже.
Основная же статья расходов – топливо. С учетом стоимости 95 бензина в 41-42 рубля за литр несложно подсчитать, что поездка в сотню километров по городу обойдется примерно в 400 рублей. То есть 15 000 км вынут из кармана 60 000 рублей. И способ экономии здесь только один: поставить машину на прикол.
Еще одна необязательная трата – это мойка машины. Кто-то заезжает помыть автомобиль пару раз в год, другой владелец намывает свою «ласточку» едва ли не через день. Цены услуги напрямую зависит от класса и размера техники: чем больше, тем дороже. За стандартную мойку с ковриками в Москве придется заплатить не менее 300 рублей. Но если заехать на мойку самообслуживания, которые в последнее время начинают активно появляться, то можно привести кузов в порядок вдвое дешевле.
Наконец, о внеплановых тратах – на исправление поломок и восстановление автомобиля после ДТП. Здесь никаких ориентиров, увы, дать нельзя. Размер «попадалова» может исчисляться несколькими сотнями тысяч рублей.