Счастлива хозяйка, никогда не оказывавшаяся в характерной ситуации вроде той, что на рис. ниже. И не испытавшая столь же характерного продолжения: вызов мастера, 10-40 мин. с виду несложной работы, замена небольшой деталюшки, а то и просто вытаскивание пуговицы,
заколки или комка ворса откуда-то и – круглая сумма за ремонт стиральных машин в орске на дому с инструктажем. Поэтому ремонт стиральных машин своими руками – тема неумирающая с тех самых пор, как они в быту появились. Из всех изделий бытовой техники стиральная машина работает в самых тяжелых условиях. И требования к ее безопасности, особенно к электробезопасности, также экстремальны; по цене она должна быть доступна семейному бюджету, а срок эксплуатации составлять не менее 10 лет. Любой инженер скажет, что текущие неисправности при данных начальных условиях неизбежны; стиралку, которая никогда не ломается, никто еще не придумал, и пока, как говорится, не светит. Однако неисправность неисправности рознь.
Общая тенденция конструирования стиральных машин направлена на то, чтобы, допуская мелкие текущие поломки или сбои, при которых машину легко починить, избежать тяжелых аварийных отказов. Достигается это разумным упрощением конструкции, тщательной проработкой отдельных деталей, узлов и взаимодействия их между собой. Чтобы отремонтировать стиральную машину своими руками, нужно ясно все это себе представлять. Иначе высока вероятность того, что дело кончится тем же вызовом мастера, но сумма набежит уже такая, что проще новую стиралку купить. Алгоритм ремонта вроде: ищем в руководствах по обслуживанию похожую характерную неисправность, а дальше – по инструкции, применительно к стиральным машинам не проходит хотя бы потому, что качество воды везде разное, и режим пользования разный, и белье закладывается разное. Современная стиральная машина-автомат на вид проста, но состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимодействующих систем. Одна и та же неисправность может быть вызвана разными причинами, а одна и та же причина способна привести к разным поломкам.
Исходя из этого, материал данной публикации выстроен следующим образом: Техника безопасности при отклонении режима работы от штатного – стиральная машина находится, как правило, в помещении, подпадающем под категорию особо опасных по степени поражения электротоком, и в ней бак с водой расположен над токоведущими частями; Первичная диагностика по внешним признакам, позволяющая без производства работ локализовать возможный очаг неисправностей до одной из систем машины; Простейшие неполадки, устранимые без вскрытия корпуса и применения инструмента; Подготовительные работы к сложному ремонту с разборкой; Дополнительный инструмент, необходимый для производства более сложных работ. Он недорогой, частично может быть сделан самостоятельно, а покупной мастеровому человеку пригодится на хозяйстве и в других случаях; Сведения об устройстве стиральной машины, ее систем и взаимодействии их между собой; Порядок разборки-сборки для доступа к той или иной системе; Характерные для отдельных систем очаги неполадок, вызывающие те или иные неисправности; Способы профилактики поломок. В данной статье рассматриваются наиболее распространенные барабанные стиральные машины с фронтальной загрузкой. Бак в них расположен горизонтально, а барабан в нем установлен консольно, т.е. как бы висит на валу с одного края. Такие машины проще по конструкции и дешевле, но, поскольку их узлы сильнее нагружены, более склонны к поломкам.
Машины с вертикальной загрузкой барабанные и с неподвижным баком и активатором, а также пузырьковые с вертикальным барабаном требуют каждые отдельного рассмотрения. К тому же они или дороже и надежнее, или (с вертикальным неподвижным баком и активатором), если это не бабушкина архаика, выпускаются в мини-исполнении и потому в быту встречаются реже. Техника безопасности К особо опасным по степени поражения электротоком ПТБ (Правила техники безопасности) относят помещения, в которых наличествует любой из 3-х факторов: токопроводящий пол (таковым считается любой пол, на который может быть пролита электропроводящая жидкость), влажность воздуха более 85% или температура воздуха свыше 30 градусов Цельсия. В ванной или на кухне все эти факторы, как правило, действуют вместе. Правда, классификация ПТБ касается только производственных помещений, но люди-то везде одни и те же. Бытовая техника изготавливается по требованиям ТБ гораздо более жестким, чем промышленное оборудование, но и условия работы стиральной машины близки к экстремальным. Поэтому при возникновении неполадок любые работы по их диагностике и устранению нужно начинать только по совершении следующих подготовительных операций: Обесточить помещение со стиральной машиной или, если в жилье 1 общий вводный щит (ВЩ, где счетчик), всю квартиру/дом, выключив автомат-разъединитель, автоматические пробочные предохранители (пробки) или вывернув обычные. Размыкаются оба подводящих провода, т.е. если ввод на пробках, выключить/вывернуть нужно обе. Заземляющий провод, если он отдельный, не разрывается.
С помощью индикатора-фазоуказателя (см. ниже, об инструментах) убедиться в отсутствии фазного напряжения в розетках. Вынуть контактную вилку машины из розетки. Если вода в машине попала на токоведущие части, то при вынимании вилки под напряжением возможно возникновение дугового разряда и ожог плазмой, даже если машина хорошо заземлена. Электрические плазменные ожоги весьма болезненны, требуют длительного лечения и оставляют на коже неизгладимые следы. Спасают от них только специальные монтерские перчатки из толстой резины с высокими крагами, а бытовые не уберегут никакие. Только теперь можно начинать работу. При необходимости пробного включения подключение машины производят в обратном порядке. Пробное включение, если по ходу работ оно требуется, делают, стоя на сухом резиновом коврике, уложенном на сухой пол. Если машина в ванной, это удобно делать через порог. Что можно и нужно сразу? Первичная дагностика Стиралки ломаются «с бабахом» крайне редко, поэтому при возникновении неполадок стоит потратить несколько секунд, чтобы зафиксировать их внешние признаки. Первостепенное значение тут имеют шум и вибрация, т.к. они свидетельствуют о зарождении очага серьезных системных неисправностей, устранить которые запущенными будет сложно и дорого. А при своевременной первичной диагностике почти всегда возможно обойтись куда меньшим.
Общий вид стиральной машины
Силу и характер вибрации определяют, прикладывая ладонь к сухим пластиковым деталям, наглухо соединенным с корпусом. Чаще всего это передняя панель, см. рис. справа. Прочие детали «лица» закреплены так, что вибрация может на них не передаваться, а боковые, верхняя и задняя панели металлические и не гарантируют от электрошока. Переднюю панель нужно щупать верху справа или слева; внизу или сбоку она может оказаться влажной, если есть протечка. В совокупности со звуком ощущения означают следующее: Звук негромкий стучащий или дребезжащий, вибрация частая мелкая – дело серьезное. Скорее всего, разбит подшипник бака или мотора (см. далее). Замена подшипника операция сложная, а в первом случае, скорее всего, понадобится также замена или ремонт корпуса бака, т.к. подшипник там сидит в пластиковом гнезде. Вибрация та же, но звук шелестящий, свистящий или визжащий. Машина останавливается, когда дело доходит до отжима, или при отжиме барабан вращается медленно, толками, как бы с натугой – это уже проще. Вероятнее всего, ослаб ремень привода. Чтобы заменить его, повозиться придется, но обойдется ремонт недорого. Звук резкий, шипящий, без вибрации.
Возможно – запах озона (грозой запахло) – авария, вода попала в электросистему. Немедленно, несмотря ни на что, полное обесточивание, как описано выше. Воду выпустим и вещи достанем потом, см. ниже. Резкий скрипящий звук, периодически усиливающийся. Возможна мелкая вибрация с толчками изнутри при усилении звука – тоже авария. Что-то твердое, острое, длинненькое пролезло сквозь отверстие в барабане, скребет изнутри бак и корежит ТЭН. Немедленное обесточивание, останов, как выше. Потом – «проникающая» диагностика с разборкой, обязательным извлечением ТЭНа и его осмотром. Глухие стуки и тряска машины. Если она с датчиком дисбаланса (см. далее) – автоостанов после 1-3 рывков. Неисправность системы балансировки (также см. далее). Ремонт муторный, но относительно недорогой. Откладывать его нельзя, т.к. могут выйти из строя гораздо более сложные и дорогие узлы. Резкие частые щелчки или жужжание без ощутимой вибрации, машина не начинает стирать или самоостанавливается во время стирки – «глючит» какой-то из датчиков (чаще всего в электрозамке дверцы) или электромагнитных клапанов. Хочешь – не хочешь, а чинить надо, потому как не стирает. Иногда удается достирать, придавливая рукой дверцу, но это самый крайний случай. Следующие классы видимых первичных признаков – машина или не стирает, или не достирывает, или не отжимает/не сушит, или подтекает. С ними мы разберемся далее по ходу изложения, т.к. причины тут возможны комплексные. Здесь дадим только совет насчет мелких подтечек изнутри: остановите машину, как описано выше, слейте воду, выгрузите вещи (см. ниже), вытрите все насухо и подложите под машину чистую сухую ветошь (тряпку).
Запустите опять, без белья и моющего, подождите немного, остановите снова, слейте воду, вытащите тряпку и посмотрите, где течет: Спереди посередине – манжета бака или уплотнение дверцы. Ремонт недорог и несложен. Посередине сзади – дело швах, течет сальник бака, а это полная разборка и чаще всего с заменой подшипника. Где-то сбоку – повозиться придется, но не разоритесь: течь в гидросистеме. «Плановые» неполадки Теперь на том же рис. справа (продублирован) найдите сервисную панель. Иногда так обзывают всю нижнюю панель, т.к., сняв ее, можно устранить большинство мелких текущих неполадок. Но нас пока интересует та, которая крышка люка обслуживания. Под ней, во-первых, пробка аварийного слива, без чего все дальнейшие операции невозможны. Течет оттуда слабо (трубочка тонкая), но воды в баке может быть более 10 л, так что приготовьте 2-4 мелких плоских посудины. Хорошо подойдут донышки пластиковых бутылок, фляг или баклаг: пока в одну набирается, другую опорожняем. Далее, крышка-ручка фильтра гидросистемы слива. Поверните ее, потяните – фильтр вынется. Посмотрите, возможно, он забит ворсом, это неизбежно. Если случай не явно аварийный, какие описаны выше, прочистите фильтр. Осмотрите также его уплотняющее кольцо, отсюда нередко понемногу течет. Фильтр в порядке – пробуем перезапустить машину, опять-таки, если это не явная авария. Не помогло – что ж, идем дальше, без разборки мы сделали все, что можно.