Вспоминаем случаи, когда автомобили разбивали не о барьеры и столбы, а о другие машины. Какую пищу для размышлений дают подобные испытания?
Программа официальных краш-тестов предусматривает удары машин о барьеры и столбы, имитацию столкновения с пешеходом, а вот контакты с другими автомобилями исключены. Между тем, чаще всего сталкиваются именно два-три транспортных средства, так что такие краш-тесты были бы более наглядны и интересны. Увы, пока таковые остаются частным случаем.
Одним из первых краш-тесты двух автомобилей провел Saab. Седаны и универсалы модели 9-5 сталкивали друг с другом с 50%-ным перекрытием при скорости 60 км/ч у каждой из машин. Происходило это в 1997-1999 годах. Шведская марка преследовала несколько целей. Она первой смоделировала один из самых частых типов аварий в реальных условиях, без использования «тарированного» барьера. Краш-тест вышел чрезвычайно зрелищным: скорость в 60 км/ч принято считать невысокой, однако после удара корма обоих автомобилей взлетает над землей, показывая силу столкновения. Ну а самые большие дивиденды компании принес результат этого «дорожно-транспортного происшествия». Несмотря на серьезные повреждения кузова, водитель и пассажиры не пострадали, подтвердив высочайший уровень безопасности «Саабов».
В 2000-х череда подобных краш-тестов продолжилась, хотя нельзя сказать, что они стали массовыми. По большому счету, их можно разделить на два типа: «большой против маленького» и «новый против старого».
В честь собственного 50-летия Американский страховой институт дорожной безопасности (IIHS) подготовил оригинальный краш-тест, показавший огромный прогресс автомобилей по части пассивной безопасности, сделанный за последние полвека. В лобовом столкновении с 50%-ным перекрытием сошлись Chevrolet Bel Air 1959 года и Chevrolet Malibu 2009-го. Результат предсказуем. Кузов «старичка» не выдержал удара, его значительная деформация не оставила никаких шансов водителю, тогда как седан XXI века с помощью усиленной «клетки» салона, запрограммированных зон деформации и подушек безопасности сохранил жизнь и здоровье своему владельцу. Правда, скептики тут же указали на некорректность сравнения. Bel Air хотя и был в отличном состоянии, но усталость металла и ослабление конструкции с годами никто не отменял.
Шесть лет спустя в IIHS решили повторить тест, но реализовали его более корректно. «Разница эпох» оказалась вдвое меньше – всего лишь четверть века. Зато критикам уже не осталось повода упрекнуть организаторов в неправильном подходе: обе машины были взяты новенькими, с конвейера. Седан Nissan Versa исполнял роль современной модели, седан Nissan Tsuru – «старичка». Второй представляет собой слегка модернизированный Nissan Sunny родом из начала 1990-х и до сих пор выпускается в Мексике. То же 50%-ное перекрытие, та же скорость 64 км/ч у каждого автомобиля – и тот же результат, что и в предыдущем краш-тесте. Силовая структура древней модели не выдержала, и водитель получил серьезные травмы.
Столкновение со сминаемым барьером моделирует идеальные условия для аварии. Но на реальных дорогах могут столкнуться автомобили, масса которых различается в разы. Отработают ли их системы безопасности, как надо? Немецкий автоклуб ADAC свел в «лобовой» дуэли Audi Q7 и весящий вдвое меньше Fiat 500. В результате кроха-хэтчбек, набравший в лабораторном тесте 15,1 балла из 16 возможных, выступил только на 11,9 балла. Водительская подушка безопасности лопнула, манекен ударился головой о стойку кузова. Кроме того, деформируемые зоны Audi, призванные смягчить удар, не отработали, как в них было заложено. Это произошло из-за того, что нагрузка пришлась не в те точки, которые работают при столкновении с барьером, а ниже.
В США IIHS провел похожий тест: Mercedes C-Class против малыша «Смарта». Городской субкомпакт отлетел от седана на несколько метров, попутно развернувшись на 450 градусов! Датчики манекена зафиксировали серьезные травмы, большую часть из которых нанесли сместившиеся передняя панель и рулевая колонка.
Mercedes принял к сведению удручающие результаты и через несколько лет реабилитировался. Smart ForTwo был взят уже следующего поколения, зато и соперник у него оказался серьезнее – не сравнительно легкая «цешка», а флагманский S-Class. Двухдверка выступила гораздо лучше, и водитель избежал серьезных повреждений. Правда, следует сделать еще одну оговорку: скорость каждой из машин составляла 50 км/ч, тогда как Mercedes C-класса и Smart в тесте IIHS сближались на скорости 64 км/ч каждый.
Еще парочка любопытных примеров – краш-тесты с участием грузовиков. В США все та же организация IIHS поставила их на поток для проверки прочности протиповодкатных брусьев полуприцепов. Легковушка врезается в заднюю часть фуры на скорости 50 км/ч и с разным перекрытием: 100, 50 и 30 процентов. Последнее испытание самое жесткое, так как ни брус, ни системы пассивной защиты автомобиля при такой степени перекрытия не могут отработать в полную силу. В видеоролике ниже наглядно показана разница между тремя типами краш-тестов.
А немецкий ADAC решил показать, что произойдет со стоящими в пробке легковыми автомобилями, если сзади в них врежется грузовик. Для теста взяли не фуру и даже не среднетоннажник, а сравнительно легкий пустой фургон массой около 5,5 тонны. На скорости 70 км/ч он не оставил шансов водителям и пассажирам двух стоящих перед ним в полосе легковушек. С подобными ситуациями в Европе решили бороться, введя обязательное требование к производителям грузовиков: теперь система автоматического экстренного торможения для них стала обязательным оборудованием.