В зависимости от назначения автостоянки подразделяются на стоянки производственного и непроизводственного назначения, а также для постоянного или временного хранения. К автостоянкам производственного назначения относятся гаражи-стоянки автотранспортных предприятий, используемые для стоянки и хранения подвижного состава предприятия.
Автостоянки непроизводственного назначения – это, как правило, гаражи и стоянки для постоянного или временного хранения автомобилей, принадлежащих населению. Средняя площадь, занимаемая одним автомобилем с учетом проезда и маневрирования перед стоянкой (гаражом), составляет 25…50 м2. парковки автостоянки-гаражи в жилых районах, как правило, имеют свою постоянную клиентуру. Здесь автомобилеместа зачастую арендуются на длительный период для стоянки и хранения автомобилей. В отличие от них, использование автомобилемест на стоянках, создаваемых в центральной части города вблизи культурных, торговых и спортивных центров для краткосрочной парковки автомобилей, носит случайных характер.
При проектировании и строительстве автостоянок необходимо придерживаться строительных норм и правил (СНиП 21-02-99) и ОНТП. Автостоянки закрытого типа могут состоять из подземных и надземных этажей, пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или нижних надземных этажах, за исключением зданий, предусмотренных в СНиПах. Надземные автостоянки могут предусматриваться высотой не более девяти этажей, подземные – не более пяти подземных этажей. Автостоянки, пристроенные или встроенные в здания другого назначения, должны иметь степень огнестойкости не менее огнестойкости здания, в которое они встраиваются, и отделяться от помещений этого здания противопожарными стенами и перекрытиями, при этом жилые этажи должны быть отделены от автостоянки нежилым этажом. При необходимости в составе закрытой автостоянки (за исключением автостоянок, встроенных в жилые здания) могут быть предусмотрены помещения для ТО и ТР, диагностирования, ремонтных работ, мойки в отдельном здании, помещении или группе помещений. Входы и въезды в эти помещения должны быть изолированы от входов и въездов в автостоянку. Автостоянки закрытого типа для автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, встраивать в здания иного назначения и пристраивать к ним, а также располагать ниже уровня земли не допускается.
В многоэтажных зданиях автостоянок для перемещения автомобилей следует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные перекрытия или специальные лифты (механизированные устройства). Продольный уклон закрытых прямолинейных рамп не должен превышать 18%, криволинейных – не более 13%. Число рамп для въезда и выезда определяется в зависимости от числа автомобилемест на стоянке: до 100 – одна однопутная рампа; до 1000 – одна двухпутная или две однопутные рампы; свыше 1000 – две двухпутные рампы. Расстояние от автомобиля на стоянке до ближайшего эвакуационного выхода должно быть: при подземном хранении – не более 20 м, при надземном – не более 25 м. Минимальные размеры мест хранения для легковых автомобилей следует принимать: длина места хранения – 5 м, ширина – 2,3 м. Учитывая отечественный и зарубежный опыт, при проектировании и массовом строительстве гаражей и стоянок в крупных городах, особенно в их центральных и исторических частях, при дефиците земельных участков следует предусматривать: повышение этажности сооружений, в том числе и за счет их подземной части; увеличение вместимости сооружений, применяя помещения манежного типа и полурамповые, скатные и скатно-винтовые системы въезда-выезда; использование территорий под скверами и улицами, прилегающими к объектам массового посещения; унификацию объемно-планировочных и конструктивных решений.