В марте продажи новых автомобилей в России выросли на 13,9%. Ассоциация европейского бизнеса наконец-то дала свой прогноз на текущий год. И он оказался сдержанно оптимистичным.
В прошлом месяце россияне приобрели 157 279 автомобилей. Это на 13,9% больше, чем годом ранее. В абсолютных цифрах прибавка составила 19 219 машин. Такие данные содержит очередной отчет Ассоциации европейского бизнеса. За первый квартал продажи достигли 392 920 транспортных средств, что на 21,7% больше результата января-марта прошлого года. Как мы помним, на подведении итогов 2017 года комитет автопроизводителей АЕБ не смог дать прогноз на следующие 12 месяцев, сославшись на сложную рыночную ситуацию. Теперь он наконец-то прозвучал и оказался сдержанно оптимистичным.
«Март, в котором уверенным темпом продолжился рост рынка, стал двенадцатым месяцем в периоде непрерывного восстановления год к году. С этого момента будет значительно труднее, хотя с другой стороны гораздо более ценно для рынка, достичь существенного роста на постоянной основе. Участники рынка согласны, что дальнейший рост – наиболее вероятный сценарий на 2018 год. Прогноз членов АЕБ – улучшение общих продаж примерно на 10% по сравнению с 2017 годом до уровня 1,75 миллиона автомобилей», — полагает глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Это действительно весьма сдержанный прогноз, и на то есть причины. Давайте вспомним, что в январе продажи скакнули вверх сразу на 31,3%, в феврале – на 24,7%, в марте – уже только на 13,9%. Темпы роста замедляются, и в дальнейшем показывать плюс автопроизводителям будет сложнее. С апреля 2017-го наш рынок уже демонстрировал положительную динамику, так что отправной точкой будет служить уже она, а не «дно» 2016 года. Поэтому надежда на 10%-ное увеличение продаж, увы, еще имеет шансы не сбыться. Хотя бы потому, что российская экономика не застрахована от очередных потрясений на фоне внешнеполитических событий. Но мы все же будем надеяться, что предсказание АЕБ сбудется. Это станет еще одним шагом к выходу из кризиса.
В тройке лидеров изменений нет. Lada, Kia и Hyundai растут опережающими темпами: +29%, +40% и +28% за квартал соответственно, тогда как плюс всего рынка – 21,7%. Есть повод для оптимизма и у идущей четвертой марки Renault (+27%). На двузначные цифры роста не смогли выйти пока Toyota (+4%) и Nissan (+3%). Причем в марте обе этих марки достаточно неожиданно отметились заметным падением продаж – на 8% и на 21% соответственно! Скорее всего, это локальное явление, и в дальнейшем эта пара японских брендов не будет портить благополучную картину.
В компанию производителей с самым внушительным прогрессом можно записать «Шкоду» (+34% в марте и +33% за квартал), «Форд» (+25% и +36% соответственно), а также «Митсубиши». Темпы, с которыми «три бриллианта» наверстывают потери кризисного периода, вызывает зависть: увеличение продаж на 206% за март и на 141% за три месяца, прошедших с начала года! Молодой бренд Ravon из Узбекистана продолжает укрепляться, выходя на позиции Daewoo, на смену которому он и пришел в России. За январь-март суммарная реализация компании составила 4100 машин, что позволило опередить лидера среди китайских марок Lifan (3332 автомобиля).
Хватает и «депрессующих» производителей. Все ниже валится УАЗ (-38% в марте и -24% за квартал). После хорошего роста на 31% по итогам 2017 года вновь пошел вниз Datsun (-36% в марте и -16% за три месяца). Бренду остро необходима «свежая кровь», однако о выпуске третьей модели, обещанного кроссовера, ничего не слышно. И вряд ли он появится в обозримом будущем. Audi вышла в небольшой плюс в прошлом месяце, но общая статистика с начала года пока остается в минусе.
Lada Vesta полна решимости стать первой по продажам в текущем году. Шансы у вазовского флагмана неплохие, и в январе он уже примерился к высшей ступени виртуального пьедестала почета. В феврале и марте лидером уже привычно оказался Kia Rio, он же возглавляет и квартальную таблицу. При этом его отрыв от «Весты» минимален. В прошлом месяце корейской машине отдали предпочтение 9809 покупателей, «Ладе» — 9181. Аналогичные результаты января-марта – 25 370 и 24 333 машины соответственно. Причем еще в прошлом году отечественный автомобиль не мог навязать лидеру соперничество на равных! Налицо успех универсала SW и псевдокроссовера SW Cross, которые усилили семейство «Весты» под конец прошлого года.
Hyundai Creta остается по продажам выше «Соляриса» и расходится вдвое лучше, чем прямой конкурент Renault Kaptur. Последний не смог обойти даже аскетичный Duster, который сохранят за собой второе место в сегменте и седьмое в «абсолюте», умудряясь, несмотря на возраст, привлекать с каждым месяцем все больше покупателей.
В сегменте среднеразмерных кроссоверов произошла революция! В прошлом году новый Volkswagen Tiguan наращивал продажи такими бешеными темпами, что было очевидно: Toyota RAV4 не устоит на вершине. И «немец» действительно обошел «японца». Вот только в их спор вмешался выскочка из Кореи. По итогам квартальных продаж первое место в классе занял Kia Sportage (7590 машин). Ему в затылок дышит Volkswagen Tiguan (7308), а Toyota RAV4 откатилась на третье место (6646). В опасной близости от «рафика» оказался и набирающий обороты немолодой Mitsubishi Outlander, который тоже может слегка изменить расклад сил в группе.