Автомобильный портал

Я устал, я не вожу

— Я буквально на секунду закрыла глаза, как вдруг это произошло!

— У меня было много заказов в этот день, я просидел за рулем почти сутки, и это был мой последний маршрут…

— В тот вечер мой сын вернулся из командировки, как обычно, забрал свою машину в аэропорту, но до дома так и не доехал.

У этих реальных историй есть одна общая особенность: все они повествуют о событиях, предшествующих крупным авариям, виновником которых стала усталость водителя. Неопасные в других условиях недосып, переутомление и потеря концентрации за рулем могут иметь поистине трагические последствия. Всего лишь секундный «провал» может стоить водителю потери денег, здоровья, а иногда и жизни.

Вот лишь малая часть статистики:

  • По данным Американской автомобильной ассоциации (ААА), только на территории США из-за потери внимания и концентрации случается около 8 000 аварий в день.
  • Согласно исследованию, которое провели Гарвардская школа медицины и Американский национальный фонд по проблемам сна, ежедневно в США около 250 000 водителей засыпают за рулем автомобиля! Речь, разумеется, не о том, что каждый из них уходит прямо во время движения в крепкий глубокий сон – в статистику попадают и случаи «залипания» на долю секунды.
  • Около 28% всех людей, имеющих водительское удостоверение, хотя бы раз в жизни засыпали за рулем.
  • Примерно 100 000 аварий из-за уснувших водителей приводят по меньшей мере к гибели 1 500 человек и ранениям 40 000 людей ежегодно только на территории Соединенных Штатов.
  • Даррел Дробнич, руководитель программы в американской Национальной Академии сна, считает, что только в США каждый год засыпание за рулем приводит к травмам 71 000 человек и к смерти – 5 500. Отчего здесь наблюдается столь серьезный разброс цифр? Прежде всего потому, считает Даррел Дробнич, что постфактум – особенно в случае с летальными авариями – крайне сложно установить точную причину столкновения: заснул ли человек, или, например, просто отвлекся.

В России, к сожалению, подобные исследования и вовсе официально не проводятся. Но в частных беседах сотрудники ГАИ, которым по долгу службы приходится выяснять причины ДТП на местах, согласны: примерно пятая часть аварий на трассах случается из-за того что водители засыпают за рулем. Причем, последствия их чаще всего очень серьезны: неуправляемый автомобиль на скорости вылетает на встречную полосу или на обочину. А при авариях в городе 50% водителей называют причиной столкновения утомленность или потерю концентрации.

Как же выходит, что такая безобидная, казалось бы, штука, как усталость, приводит к таким серьезным последствиям? Все просто. Медики утверждают, что состояние усталости во время управления транспортным средством очень похоже на состояние алкогольного опьянения. Причем порой негативный эффект от потери внимательности и концентрации даже выше, чем от алкоголя. Так, по данным ученых, состояние гражданина, не спавшего около 17-18 часов эквивалентно содержанию спирта в крови на уровне 0,5 промилле.

Проблема сонливости водителей решается во многих странах на правительственном уровне:

  • Шумовая разметка. Она представляет из себя прерывистое рельефное покрытие, нанесенное по краям проезжей части перед технологической обочиной. Когда колесо машины попадает на него, создается довольно громкий акустический эффект, который будит уснувшего.
  • В Австралии правительство запустило программу под названием Driver Reviver («крепкий напиток для водителя»). Каждый год в разгар сезона отпусков на территории страны открываются до 220 пунктов, где работают волонтеры. В таких местах уставшие от долгой дороги водители могут получить чашечку австралийского чая Bushells, кофе с местным печеньем Arnott’s и даже просто отдохнуть за беседой с волонтерами, прежде чем продолжить движение. В России таких пунктов не существует, но вы всегда можете остановиться на заправке или площадке для отдыха, взбодриться и отвлечься от дороги, выпив кофе или энергетик (ссылка)
  • Для коммерческих перевозок, где проблема обостряется в разы, государства вводят законодательные ограничения, согласно которым дальнобойщики не могут передвигаться на фуре более определенного количества времени, как бы им ни хотелось заработать побольше. За исполнением правил раньше следили штатные медики на предприятиях, заполнявшие путевые листы, но теперь эта обязанность повсеместно переходит к тахографам — своеобразным черным ящикам, которые фиксируют преодоленное расстояние и время, которое шофер провел за рулем. В Европу не допускается ни один грузовик из России, в котором бы не был установлен тахограф.
  • Для коммерческих перевозок, где проблема обостряется в разы, государства вводят законодательные ограничения, согласно которым дальнобойщики не могут передвигаться на фуре более определенного количества времени, как бы им ни хотелось заработать побольше. За исполнением правил раньше следили штатные медики на предприятиях, заполнявшие путевые листы, но теперь эта обязанность повсеместно переходит к тахографам — своеобразным черным ящикам, которые фиксируют преодоленное расстояние и время, которое шофер провел за рулем. В Европу не допускается ни один грузовик из России, в котором бы не был установлен тахограф.

Не меньше внимания уделяют проблеме и автопроизводители.

  • Инженеры Citroen, например, придумали схему, при которой эффект от шумовой разметки генерирует своими силами сам автомобиль. В созданном ими сиденье боковой валик поддержки бедер начинает вибрировать при наезде на разметку без включенного сигнала указателя поворота. Это помогает уставшему водителю концентрировать внимание на дороге и даже разбудить его, если сон вдруг взял свое.
  • На дорогах некоторых стран устанавливаются знаки, предупреждающие о недопустимости управления транспортным средством в сонном состоянии, и автопром перенес этот опыт внутрь машины. Европейская программа оценки новых автомобилей (Euro NCAP) в 2011 году присудила премию компании Mercedes-Benz за внедрение системы Attention Assist, которая при условии масштабного внедрения могла бы предотвратить до 1 875 ДТП в Старом Свете.

    Принцип ее работы довольно сложен: электроника постоянно следит за манерой вождения, углами поворота рулевого колеса и меряет в общей сложности почти 70 различных параметров. Затем она сравнивает полученные данные с теми, что были некоторое время назад, выявляет манеру вождения человека, соотносит их с текущим временем суток и определяет, находится ли водитель в сонном состоянии. Если компьютер видит угрозу безопасному вождению, то под аккомпанемент тревожного сигнала на экране приборной панели появляется пиктограмма с изображением чашечки кофе. Это подсказывает водителю о необходимости сделать остановку и отдохнуть.

  • Схожая система была разработана компанией Ford, различия лишь в механизме определения усталости. Для этого на американских машинах установлена фронтальная камера, которая следит за полосой движения. Если машина начинает «гулять» от разметки к разметке, то водителю посылается тревожный сигнал.

  • Общий недостаток этих систем в том, что они не могут на 100% определить усталость водителя, часто ошибаются, принимая за сонливое состояние другую напасть — разговор по мобильному. Эту проблему готовы решить в компании Volvo, продемонстрировавшей новое поколение системы слежения за усталостью водителя, основанное на инфракрасных датчиках. Встроенные в приборную панель и невидимые человеческому глазу лазерные лучи беспрестанно следят за направлением взгляда водителя, за тем, насколько широко у него открыты глаза и в какую сторону наклонена голова. В отличие от систем, разработанных Mercedes, в случае опасности столкновения шведские автомобили смогут самостоятельно подруливать, выравнивая курс, тормозить при экстренном сближении с препятствием и даже уворачиваться от соседей по потоку. Все это в том или ином виде есть и сейчас, но фишка системы Volvo будет в том, что она позволит активным помощникам в вождении срабатывать гораздо раньше в том случае, если водитель уснул за рулем.

Несмотря на все усилия создателей систем безопасности и правительств разных стран, полностью избавиться от проблемы «расконцентрированного вождения» пока не удалось. Так же, как и со стопроцентной точностью выявить тот предел усталости, при котором управление транспортным средством становится опасным. В случае с частным транспортом вся ответственность лежит на самом водителе и на его сознательности, которой многие, к сожалению, пренебрегают.