За последний месяц в интернете появились упоминания сразу о нескольких любопытных разработках. Автоконцерны с мировым именем получили на них патенты. Найдут ли они применение на серийных машинах?
Концерн Daimler с полным правом входит в число лидеров в сфере автомобильной безопасности. Достаточно сказать, что только на «Мерседесах» и «Фордах» применяются ремни безопасности для задних пассажиров с встроенными надувными подушками. При аварии они снижают давление лямки на грудную клетку и тем самым уменьшают риск получить травму.
Этого немцам показалось мало, и они запатентовали подушки безопасности для пешеходов. Судя по рисункам, эйрбеги в специальных чехлах располагаются вдоль стоек ветрового стекла. Один конец закреплен в районе крыши, второй – на углу капота. Надувные секции смягчат контакт головы сбитого человека с кузовом и стеклом. На картинках изображена уже «сработавшая» система, но в обычном своем состоянии все ее компоненты окажутся абсолютно незаметными и не будут портить дизайн.
Сообщается, что заявку в патентное ведомство Daimler подал больше двух лет назад, однако ее регистрацию совершили только сейчас. В компании не прокомментировали, собираются ли внедрять разработку на серийные автомобили. С одной стороны, подушки действительно обеспечат дополнительную защиту пешеходов. С другой, компания Volvo начала устанавливать аналогичное устройство на хэтчбек V40 еще в 2012 году. Но спустя год с небольшим шведы неожиданно заявили, что не видят перспектив у собственной разработки. Вместо надувной подушки, т.е. элемента пассивной безопасности, они сделали ставку на системы активой безопасности – различные электронные ассистенты, которые работают на предотвращение аварий. В результате все последние модели марки этой опцией не оснащаются.
Ford придумал, как меньше пачкаться, заливая жидкость стеклоомывателя. Сегодня у всех машин горловина бачка расположена под капотом. Американцы предлагают вынести ее наружу и спрятать за фирменной эмблемой на решетке радиатора. Для этого логотип сделают сдвижным. Очевидно, что для реализации идеи придется переносить и сам бачок, что повлечет за собой пересмотр всей подкапотной компоновки, а это недешево.
Если оставить на время в стороне вопрос компоновки, то предложение выглядит интересным. Действительно, в наших условиях доливать незамерзайку зимой – удовольствие ниже среднего. Неизбежного контакта с вечно грязным капотом многие согласились бы избежать. Однако в разработке компании Ford нужно предусмотреть автоматический наклон эмблемы. Если этого не сделать, то невелика разница: пачкать руки о капот или о не менее грязную часть решетки радиатора. Кроме того, необходимо защитить механизм от попадания грязи, иначе его быстро заклинит.
Toyota отметилась сразу двумя любопытными патентами. Первый из них неоднозначный. Японцы придумали коробку передач, которая не является ни чистой механикой, ни роботом. По «железу» это классическая ручная трансмиссия, и менять передачи в ней должен сам водитель. Однако в конструкцию внедрен электронный блок, анализирующий скорость машины и обороты двигателя. Если владелец пытается включить ступень, не соответствующую параметрам работы, это у него не получится. По замыслу создателей, коробка сможет уберечь от ошибок неопытных водителей. В таком случае, агрегат может появиться на тех моделях, которые часто выбирают вчерашние ученики автошкол, то есть на хэтчбека А-, В- и С-классов.
Еще одна особенность трансмиссии – умение включать нейтраль при движении накатом. Инженеры заявляют, что такой ход помогает экономить топливо и снижает износ компонентов коробки передач. А при нажатии на акселератор передача включится практически мгновенно, и водитель получит полный контроль над машиной. Правда, вопрос с торможением остается при этом открытым.
Вторая разработка японцев кажется забавной и полезной одновременно. Благодаря ей в машине станет сложно что-то потерять. Многие автомобилисты подтвердят: в небольшом салоне вещи иногда пропадают бесследно, как будто проваливаются в «черные дыры». Иногда их поиски на полу затягиваются настолько, что впору поверить в потусторонние силы. Сталкивались с таким и тойотовцы, поэтому и придумали оригинальную систему.
Под сиденьем предлагается устанавливать поддоны-захваты, работающие механически или на электроприводах. Они станут ловить и подбирать все упавшие предметы и складывать их в отдельный отсек под креслом. В результате пропажу не нужно будет искать по всему полу, достаточно запустить руку в специально предусмотренное место. Предполагается, что захваты станут контролировать пространство между сиденьями и передней панелью, а также между сиденьем и боковой дверью. Идея выглядит настолько необычной, что трудно представить себе ее на серийной машине. Однако японцы способны удивить, поэтому лично мы верим в ее скорое воплощение.
Ну а компания Tesla зарегистрировала права на систему пиротехнической защиты аккумуляторов от воспламенения. Установленные на батареях микрозаряды в случае нештатной ситуации мгновенно обесточивают элемент. Американцы отмечают, что их разработка может применяться не только в электромобилях для безопасности при ДТП, но и в стационарных электросистемах (например, при скачках напряжения). Разработка наверняка скоро появится на серийных «Теслах».