Вместо дорогих и пока не слишком эффективных машин на электротяге в стране призвали развивать газомоторный транспорт. Не в первый раз, кстати, зато теперь – на самом высоком уровне.
Президент России Владимир Путин заявил, что эксплуатация автомобилей на газомоторном топливе гораздо перспективнее для нашей страны, нежели развитие и производство электрокаров. Раз уж приоритет газа был обозначен самим главой государства, то это направление точно должно получить развитие. Он уже поручил правительству проработать программу развития парка транспорта с ГБО и отдельным указом выделил из бюджета страны 2,5 миллиарда рублей в виде субсидий на стимулирование продаж техники, работающей на газе.
Что касается электромобилей, Владимир Путин отметил, что их можно воспринимать как один из способов решения экологической проблемы, но полностью от нее подобные машины не избавят. Глава государства прямо сказал то, о чем предпочитают умалчивать все адепты электротранспорта, включая крупнейших производителей.
«Для того, чтобы получить электроэнергию, нужно сначала ее выработать, и значительная часть электроэнергии вырабатывается на угле. Это очень серьезное обстоятельство, которое мало кем учитывается», — отметил Путин.
Существует два вида газомоторного топлива: сжиженный газ пропан-бутан, в Европе именуемый LPG, а также сжатый природный газ – метан. Его латинская аббревиатура – CNG. Первый – это продукт перегонки нефти. Он уже давно известен автолюбителям, а заправку не составит труда найти как в городах, так и на трассе, в дальнем путешествии. Только в Москве работает около сотни комплексов, а по всей стране насчитывается примерно 7 500 АГЗС. К слову, в той же Европе даже не нужно искать отдельную заправку: газовый пистолет соседствует на колонке с бензиновым и дизельным.
Метан чаще подается в дома и объекты инфраструктуры, а заправлять им машины стали сравнительно недавно. Но именно о нем говорил Владимир Путин в своем обращении. По сравнению с пропан-бутаном метан менее взрывоопасен, экологически чище и проще в эксплуатации. Однако оборудование для него значительно дороже, и именно это становится главной преградой для его повсеместного распространения. Хранить это топливо можно в стальных или композитных баллонах, выдерживающих давление 200-250 бар. Для сравнения: баллоны для LPG должны выдерживать всего 5-6 бар.
Именно поэтому и заправок настолько мало: строить их в разы дороже и сложнее. В столице России работает только шесть комплексов, на которых можно заправиться этим газом, а в сумме на всю страну с трудом наберется три сотни заправок. Львиная их доля разместилась в южных регионах и на Кавказе, так что дальняя поездка на метановом автомобиле сегодня зачастую невозможна в принципе. В лучшем случае она сулит ряд хлопот. Например, что делать, если единственная АГНКС окажется закрыта?
Одно из ключевых преимуществ метана заключается в его дешевизне. При стоимости литра бензина АИ-95 в 43-45 рублей пропан-бутан в среднем стоит 16,5 – 25 рублей, а метан еще дешевле – 12 – 16 рублей. Поэтому все сходятся во мнении, что переход на это топливо позволяет значительно сократить расходы на эксплуатацию, при этом современное оборудование позволяет не сильно «проседать» рабочим характеристикам автомобиля. Еще один плюс – экологичность. У автомобилей на газомоторном топливе отпадает необходимость в сложных системах нейтрализации для обеспечения выхлопа Евро-5.
«Использование природного газа, в любом случае, наносит минимальный вред атмосфере и качеству жизни населения, особенно при эксплуатации в городских условиях», — отмечают специалисты.
А вот найти новую машину с ГБО непросто. Если в модельном ряду производителей коммерческой техники есть соответствующие предложения, то легковушек с газом попросту нет. Единственный серийный седан выпускает АвтоВАЗ – это биотопливная Lada Vesta CNG. На метане двигатель выдает 96 л.с. против 106 л.с. на бензине, а запас хода при полностью заправленном бензобаке и баллоне составляет порядка тысячи километров.
Есть еще Ford Focus LPG, производство которого наладили во второй половине прошлого года во Всеволожске. Двигатель выдает 117 сил (на бензине – 125), а бак на 40 литров разместился в нише запасного колеса. По словам представителей бренда, полного бака хватит примерно на 770 километров пути. Вот только частные лица не рассматриваются в качестве основных покупателей: на заводе делают ставку на таксомоторные компании. Нет машины и в общедоступном прайс-листе.
Так что у властей планы наполеоновские: обеспечить выбор, создать инфраструктуру и, главное, заинтересовать конечных потребителей. Обсуждаются не только меры поддержки, но и возможные льготы для автомобилей на этом виде топлива. В частности, министр энергетики Александр Новак предложил разрешить машинам с ГБО передвигаться по выделенным для общественного транспорта полосам. Пока официального ответа от властей на это предложение нет, но один из операторов столичного каршеринга выразил готовность перевести весь свой парк на это топливо.
К слову, ранее московская администрация неоднократно заявляла о нежелании пускать кого-либо на выделенки, помимо такси и автомобилей экстренных служб. Хотя ранее речь шла о допуске на них мотоциклистов и инвалидов, количество которых даже в масштабах мегаполиса невелико, а также машин каршеринга. Однако в ведомстве Максима Ликсутова уверены, что по отдельным полосам должны ездить только профессиональные водители.
«По выделенной полосе должны ездить профессиональные водители, которым предъявляются более жесткие требования. Они проходят ежедневные медосмотры, автобусы и машины такси — технический контроль. К машинам и водителям каршеринга предъявлять их нет смысла», — заявил Ликсутов.
К сожалению, на пути популяризации метановых автомобилей в России еще очень много препятствий. Все они преодолимы, однако начинать всю работу нужно фактически с нуля. Осилим ли?